В статье рассматривается возможность долгосрочного (с заблаговременностью от 5 до 8 месяцев) прогнозирования площади остаточных льдов в сентябре, которые сохранятся в Северном Ледовитом океане после периода летнего таяния. Это важный показатель, характеризующий предстоящую сложность навигационной обстановки в морях российской Арктики. Результаты прогноза позволяют планировать морские операции на трассе СМП, а также оценивать состояние климатической системы атмосфера-лед-океан на предстоящий летний сезон.
Ключевые слова: Северный Ледовитый океан, ледовый режим, площадь остаточных льдов, долгосрочные ледовые прогнозы
Во-первых, площадь льдов в Северном Ледовитом океане является наиболее доступным и информативным показателем состояния климатической системы «атмосфера-лед-океан» и происходящих в этой системе изменений [1].
Во-вторых, очень важным является прикладное значение этого показателя. Чем больше льдов исчезнет в результате летнего таяния, тем более обширные акватории океана и его морей очистятся ото льда, что будет способствовать судоходству. Например, если площадь остаточных льдов в сентябре составляет менее 5 млн км2, то это означает, что ледяной покров интенсивно разрушался в течение летнего периода и акватория российских арктических морей будет полностью свободна ото льда (рис. 1а). Если площадь остаточных льдов в сентябре более 5 млн км2, то на акватории некоторых арктических морей будет сохраняться ледяной покров, что негативно отразится на возможности и безопасности плавания судов (рис. 1б). Если в течение летнего периода разрушение и таяние ледяного покрова происходило с низкой интенсивностью, то площадь остаточного льда в сентябре будет более 7 млн км2 и плавание судов по трассе СМП будет происходить в очень сложных ледовых условиях.
Рисунок 1. Распределение льда в середине сентября в 2012 г (а, площадь остаточных льдов 3,5 млн км 2) и в 2013 г. (б, площадь остаточных льдов 5,2 млн км 2) (www.aari.ru)
Сезонная изменчивость ледяного покрова. Начиная с конца 70-х годов прошлого века, спутниковая информация о состоянии ледяного покрова оперативно поступает в распоряжение специалистов, которая оценивается с большой точностью и дискретностью (с частотой не менее 1 суток).
В сезонном ходе изменения площади льда в СЛО хорошо прослеживаются два противоположных процесса: осенне-зимнее увеличение площади льдов в результате ледообразования и летнее уменьшение площади льдов в результате таяния. На рисунке 2, приведенном ниже, показан среднемноголетний сезонный ход изменения площади льдов в СЛО за ряд наблюдений с 1979 по 2018 гг., а также его минимальные и максимальные значения (данные архива Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) http://wdc.aari.ru/datasets/ssmi/data/north/extent/).
Рисунок 2. Сезонное изменение количества льдов в Северном Ледовитом океане
Из приведенного рисунка видно, что в осенний период, начиная с сентября, происходит интенсивное нарастание площади льдов. С сентября по ноябрь площадь ледяного покрова увеличивается в среднем на 2,0 млн км2 в месяц. С ноября по декабрь интенсивность нарастания площади льдов уменьшается до 1,3 млн км2. Всего же за осенние месяцы до конца года в среднем появляется до 85% вновь образованных льдов. За оставшиеся зимние месяцы до апреля площадь льдов увеличивается только на 15%, несмотря на период самых низких температур. В апреле увеличение площади льдов прекращается.
Таким образом, в осенний период года с сентября по декабрь происходит основное увеличение площади льдов в СЛО. Это молодые и однолетние льды осенне-зимнего образования. В оставшиеся зимние месяцы с января по апрель увеличение площади льдов уже незначительно, но именно в этот период продолжается интенсивное нарастание толщины этих льдов.
В течение апреля-мая начинается уменьшение площади льдов в результате летнего таяния, которое продолжается до середины сентября. Остаточная площадь льдов в СЛО в сентябре характеризует интенсивность летних процессов таяния. В среднем за летний период разрушается и тает около 5,8 млн км2. В середине сентября в СЛО сохраняются остаточные льды, площадь которых в среднем (за весь ряд наблюдений с 1979 по 2017 гг.) составляет около 6,1 млн км2.
Межгодовая изменчивость ледяного покрова. Необходимо отметить, что в динамике летнего таяния и разрушения льдов за последние два десятилетия произошли существенные изменения. Сравнение остаточной площади льдов в СЛО в сентябре за последнее десятилетие 2008-2017 гг. с данными за более холодное десятилетие 1978-1986 гг. показывает, что наблюдается уменьшение количества остаточных льдов в сентябре в среднем с 7,2 до 4,7 млн км 2. То есть в Северном Ледовитом океане в последнее десятилетие после летнего таяния стало оставаться меньше льдов в среднем на 2,5 млн км2. Гигантские акватории океана и его морей, которые еще три десятка лет назад были покрыты льдом в сентябре, сейчас полностью очищаются ото льда.
На рисунке 3 представлен межгодовой ход площадей льдов в СЛО в декабре предшествующего года и в сентябре текущего года (данные архива ААНИИ http://wdc.aari.ru/datasets/ssmi/data/north/extent/). Из данных, приведенных на рисунке, хорошо прослеживается тенденция сокращения остаточной площади льдов, наблюдаемая в последние два десятилетия.
Рисунок 3. Межгодовой ход площади льдов в СЛО в декабре и сентябре (красная точка – прогноз на сентябрь 2018 г)
Очищение больших акваторий ледовитых морей и увеличение длительности безледного периода существенно снижает зависимость от ледяного покрова хозяйственной деятельности различных направлений: плавания судов и перевозки грузов, разведки и добычи минерального сырья в шельфовых районах, экспедиционных исследований, операций ВМФ [2].
Таким образом, становится очевидным важность мониторинга изменения площади ледяного покрова и его прогноза.
Прогноз площади остаточных льдов. В отделе ледового режима и прогнозов ААНИИ в результате изучения взаимосвязи накопления льда в зимний период года с последующим его сокращением в летний период было установлено, что существует хорошая зависимость между интенсивностью осенне-зимнего накопления льда в СЛО и его последующего таяния. Величина коэффициента корреляции (КК) площади льда в декабре предшествующего года с площадью льда в сентябре текущего года для ряда наблюдений в 39 лет составила 0,84. Величина R площади ледяного покрова в марте (период максимального накопления льда) составила 0,81. Это значимые и очень большие значения коэффициентов корреляции, доказывающие неслучайный характер связи.
Прогнозирование природных процессов с большой временной заблаговременностью, составляющей от 1 до 6 месяцев, является сложной исследовательской задачей. Научно обоснованный прогноз с большой заблаговременностью возможен только в том случае, если есть правильное понимание природы формирования прогнозируемого явления и определены формирующие его факторы, установлены надежные и информативные предикторы.
Физический механизм связи сроков начала осеннего ледообразования, интенсивности накопления льда в зимний период и последующего летнего разрушения, в принципе, понятен. Раннее и интенсивное накопление льда в СЛО, нарастание его толщины и торосистости приводит к формированию большого количества мощных льдов. Позднее начало ледообразования и низкая интенсивность нарастания льда приводит к формированию ледяного покрова гораздо меньшей мощности. В свою очередь, чем больше мощных льдов (по количеству и толщине) появляется на акватории морей океана к концу периода нарастания, тем больше их остается после летнего таяния.
Выявленные зависимости между площадями льдов в различные сезоны года и установленные ранее взаимосвязи изменчивости площади льдов с крупномасштабными показателями температуры воздуха и воздушных переносов позволяют использовать их для построения прогностической модели.
На основе автоматизированной прогностической системы «Пегас» (АПС «Пегас»), разработанной в ААНИИ и успешно использующейся в оперативной практике, была построена прогностическая модель, позволяющая оценивать площадь остаточного льда в СЛО в сентябре [2].
Основным назначением АПС "Пегас" является исследование информативности различных гидрометеорологических полей, построение расчетных и прогностических моделей. Она позволяет оценивать статистическую связь между показателями метеорологического и ледового режима, по заданному критерию выбирать наиболее информативные данные, проводить обобщение всей информации и строить линейную прогностическую модель.
В качестве исходных данных в модели прогноза площади остаточных льдов в сентябре используются основные показатели состояния ледяного покрова, воздушных переносов и крупномасштабные показатели температуры воздуха, приведенные в таблице 1. По приведенным в таблице частным коэффициентам корреляции видно, что наиболее информативными для прогноза являются площади льдов в предшествующие периоды формирования ледяного покрова и температура воздуха в осенне-зимний период.
Таблица 1 – Даты разработки и исходные данные для прогноза остаточной ледовитости СЛО в сентябре
Дата составления прогноза |
Вид прогноза |
Заблаговременность прогноза |
Исходные данные |
R |
1 декада января |
Предварительный прогноз |
8 месяцев сверхдолгосрочный |
Ледовитость СЛО в декабре |
0,83 |
Среднегодовая температура воздуха |
-0.82 |
|||
Поля давления IX-XII |
0,32-0,51 |
|||
1 декада апреля |
Уточнение предварительного прогноза |
5 месяцев долгосрочный |
Ледовитость СЛО в марте |
0,81 |
Средняя температура воздуха за осенне-зимний период |
-0,80 |
|||
Поля давления IX-III |
0,32-0,55 |
Технология прогноза площади остаточного льда в СЛО в сентябре основана на двух этапах – предварительном прогнозе и основном прогнозе. В предварительном прогнозе, составляемом в первой декаде января, заблаговременностью 8 месяцев, учитываются осенние процессы накопления льда предшествующего года по декабрь включительно. В основном прогнозе, составляемом в первой декаде апреля, заблаговременностью 5 месяцев, учитываются осенне-зимние процессы накопления льда в СЛО на период максимального накопления ледяного покрова, которое наблюдается в конце марта - начале апреля.
Оправдываемость ретроспективных расчетов для предварительного прогноза составляет 88% (при допустимой ошибке для сверхдолгосрочных прогнозов равной ±1,0 σ) и для основного прогноза 92 % (при допустимой ошибке для долгосрочных прогнозов равной ±0,8 σ).
На сентябрь 2018 г. был составлен предварительный прогноз в начале января и основной прогноз в начале апреля. Результаты прогноза приведены в таблице 2. По результатам мониторинга ледяного покрова в конце сентября 2018 г. прогноз будет проверен на успешность.
Таблица 2 – Основные результаты прогноза площади
остаточного льда в СЛО в сентябре 2018 г.
Вид прогноза и дата составления |
Сверхдолгосрочный, заблаговременность 8 месяцев |
Долгосрочный, заблаговременность 5 месяцев |
Климатический (по норме) |
Дата разработки |
10 января |
10 апреля |
10 января, 10 апреля |
КК результирующего уравнения |
0,88 |
0,92 |
|
Прогноз площади остаточного льда в сентябре 2018 г. |
4680 тыс. км 2 |
4850 тыс. км 2 |
6150 тыс. км 2 |
Норма полного ряда с 1979-2017 гг. (39 лет) |
6150 тыс. км 2 |
6150 тыс. км 2 |
6150 тыс. км 2 |
Аномалия по длинному ряду |
- 1470 тыс. км 2 |
- 1300 тыс. км 2 |
0 |
Норма короткого ряда с 2008-2017 гг. (10 лет) |
4670 тыс. км 2 |
4670 тыс. км 2 |
4670 тыс. км 2 |
Аномалия по короткому ряду |
+10 тыс. км 2 |
+ 120 тыс. км 2 |
+1480 тыс. км 2 |
Выводы. По разработанному прогнозу ожидается, что площадь остаточных льдов в СЛО в сентябре 2018 г. составит 4850 тыс. км2. Это меньше среднемноголетнего значения за полный ряд наблюдений с 1979-2017 гг. (39 лет) на 1300 тыс. км2 или на величину -1,18σ, которая показывает, что аномалия площади остаточных льдов относится к крупной отрицательной аномалии. Однако, если рассмотреть изменения площади остаточных льдов в сентябре за последнее теплое десятилетие (с 2008-2017 гг.), то выявляется интересная особенность. Становится очевидным, что после аномального сокращения площади остаточных льдов, которое наблюдалось в сентябре 2012 г. и составило 3346 тыс. км2, площадь остаточных льдов начинает медленно повышаться (см. рис. 3 нижняя кривая).
По разработанному прогнозу ожидается, что площадь остаточных льдов в сентябре 2018 г. превысит на 230 тыс. км2 величину площади льдов предыдущего 2017 г., а также на 120 тыс. км2 превысит норму ряда наблюдений за последнее десятилетие с 2008-2017 гг.
Таким образом, прогноз на сентябрь 2018 г. продолжает «климатическую паузу» в изменении площади льдов в СЛО, которая наблюдается в последние пять лет.
Значительных изменений в площади остаточных льдов в сентябре, которые смогли бы объективно и однозначно подтвердить одну из двух существующих ключевых гипотез ожидаемого изменения климата – необратимость и нарастание потепления или циклический характер изменений в 2018 г., не ожидается.
Список литературы:
2. Карклин В.П., Юлин А.В., Карелин И.Д., Иванов В.В. Климатические колебания ледовитости арктических морей сибирского шельфа // Труды ААНИИ. 2001. T. 443. С. 5 – 11.
3. Юлин А.В. Автоматизированный программный комплекс по обработке и обобщению гидрометеоинформации, используемой в системе "Пегас" // Труды ААНИИ, т. 418, 1990, с. 25-36.
References:
2. Karklin V.P., Yulin A.V., Karelin I.D., Ivanov V.V. Climatic fluctuations of ice cover extent in the Siberian shelf Arctic seas. Proc. AARI, 2001, vol. 443, p. 05-11.
3. Yulin A.V. Automated program complex for the information processing and generalization used in the PEGAS system. Proc. AARI, 1990, vol. 418, p. 25-36.