Когда мы говорим о продовольственной безопасности, то подразумеваем не просто наличие любого продовольствия, но и возможность его купить, его безопасность и соответствие диетическим предпочтениям. В Арктике, в связи с этим, особую роль начинают играть логистика и планирование (северный завоз, доставка скоропортящихся продуктов), инфраструктура, сезонность, дополнительные источники дохода местного населения. В целом, вся арктическая экономика — это динамическая система, и в основе её эффективности, согласно Н.Ю. Замятиной, лежат три принципа: мобильность инфраструктуры, полифункциональность и импульсный режим функционирования. С продовольственным обеспечением то же самое, и главная проблема часто кроется в арктической безальтернативности. Производители и потребители разделены длинными и весьма жёсткими цепочками поставок, число которых ограничено из-за неразвитой инфраструктуры. Это лишает возможности оперативно их перестраивать. Например, на Дальнем Востоке цены на овощи выросли в 1,5 раза после закрытия границ с Китаем, а он практически полностью занял сегмент дешёвых (по местным меркам) овощей, например, в Якутии.
Второе негативное последствие пандемии COVID-19 связано с закрытием границ для людей. В Финляндии локдаун привёл к тому, что сельскохозяйственный сектор потерял около 16 тыс. сезонных работников. Для жителей приграничных северных регионов России это означало потерю дополнительного источника дохода — некоторые ездят ежегодно собирать клубнику в Финляндию. Население Нунавута и Лапландии, особенно коренное, очень сильно пострадало из-за отсутствия туристов, которым оно продавало сувениры и экскурсии. То есть люди лишились одного из важнейших источников доходов, что определённо сказалось на их покупательной способности. Пострадало и традиционное хозяйство коренных народов Севера — COVID-19 привел к снижению спроса на оленеводческие продукты (пока неясно, как пандемия повлияет на цены на оленину).
Арктические страны по-разному отреагировали на вызов, который пандемия бросила их продовольственной безопасности. Европейские государства освободили жизнеобеспечивающие отрасли (оленеводство, охоту и рыболовство) от некоторых карантинных мер, что позволило саамам пересекать государственные границы даже в условиях локдауна. В Канаде и на Аляске школы продолжили обеспечивать детей питанием, несмотря на введение дистанционного обучения — в оговоренное время можно было забирать упакованные заранее завтраки и обеды. Международный институт саамского кино (Норвегия) дал возможность коренным жителям, которые зарабатывали на жизнь культурной деятельностью, получить небольшие гранты на съёмку короткометражек про COVID-19. Всего планируется выпустить пятнадцать таких фильмов о влиянии локдауна на быт коренного населения. Организация инуитов Канады выпустила инфографику о том, как безопасно готовить еду и делиться ей.
Источник: https://www.itk.ca/covid19-infographics/
При этом нужно отметить, что пандемия не оказала на продовольственную безопасность однозначно негативное влияние. Ей стоит сказать спасибо хотя бы за то, что в публичном поле с новой силой стали обсуждать важность развития арктического сельского хозяйства. Сами производители считают, что наращивание местного производства — это единственный вариант устойчивого развития продовольственной системы в Арктике. Разумеется, речь идёт в первую очередь о производстве скоропортящихся продуктов — овощей, зелени (теплицы) и в меньшей степени молока, яиц. Закрытие границ также заставило серверные государства более пристально взглянуть на местные источники продовольствия (оленина, дикоросы, охота и рыбалка), так как их использование облегчает самоизоляцию и увеличивает жизнестойкость арктических сообществ. Кроме того, поиск новых возможностей использования северных ресурсов будет способствовать более активной коллаборации с коренным населением.
Контейнерные теплицы Growcer, которые позволяют круглогодично выращивать свежую зелень в Северной Канаде
Источники: https://www.thegrowcer.ca/featured-farmers/2019/9/23/an-investment-in-community-development
https://www.thegrowcer.ca/blog/2020/5/1/create-multiple-streams-of-income-with-container-farming
Витрина с зеленью, которая выращивается в круглогодичной контейнерной теплице, Йеллоунайф
Пандемия в очередной раз показала, что арктическая продовольственная безопасность — это вопрос не только окупаемости и экономической выгоды, но и качества жизни, устойчивости местных сообществ. Теперь у нас в рукаве есть реальный пример события, которое способно поставить под угрозу стабильность и устойчивость мировых поставок продуктов питания, а значит необходимо уделить особое внимание укреплению локальных продовольственных систем.