Я – Ксения Полещук, живу в Санкт-Петербурге, работаю в Институте Арктики и Антарктики.
Впервые я оказалась в Арктике в 2014 году в составе экспедиции как геоморфолог. Задачи геоморфолога – изучать рельеф и его происхождение, а также получить как можно больше информации о прошлых изменениях окружающей среды.
В экспедицию я попала, пока была студенткой Санкт-Петербургского государственного
университета. В свое время пошла учиться на географический факультет, потому что сперва хотелось путешествовать, потом, по мере накопления знаний о Земле, стала интересоваться палеогеографией – наукой о прошлых изменениях окружающего ландшафта. Мне показалось очень увлекательным детективная работа исследователя: смотришь на формы рельефа, ищешь следы моря или ледника, предполагаешь, что происходило в этом месте 5 тысяч лет назад.
Первая экспедиция в Арктику оказалась самой запоминающейся - мы попали на недавно вновь открытую станцию на Северной Земле, где работали два месяца в довольно суровых условиях - без доступного интернета и в полной изоляции от внешнего мира, периодически обороняясь от белых мишек. Сейчас эта станция намного более функциональная и прогрессивная, а тогда это было очень колоритно. Тем более, что нам с моим начальником нужно было возвращаться домой – начался учебный год для меня как для студентки и для него как преподавателя, - и это обернулось приключением. С логистикой произошла заминка, корабль задерживался в порту Архангельска, и нас забросили на проходящий мимо танкер. На этом танкере мы, два единственных пассажира, обошли множество полярных станций, прошли через острова архипелага Земля Франца Иосифа, постояли во льдах и через месяц вернулись домой.
Последующие 4 года полевые сезоны я проводила на Шпицбергене в разном качестве – был и полевой лагерь с геологами далеко от населенных пунктов, были и стационарные работы в Баренцбурге, и дважды осенью в течение одного-двух месяцев я работала в лаборатории Баренцбурга.
В Арктике больше всего поразили цвета. Я люблю рисовать и фотографировать, и самые любимые снимки и наброски сделаны именно в Арктике. Моё любимое время – начало полярной ночи, когда можно наблюдать угасание полярного дня, мягкие оттенки и, конечно же, невероятные сияния. Ну и животные! Такое удовольствие наблюдать кита, который выпрыгивает рядом с твоей лодкой или нерпу, проплывающую в метре от тебя.
Каждая экспедиция отличалась одна от другой. В первый раз сильные эмоциональные
переживания вызвала информационная изоляция – связь с родными была редкой и урывками. В других экспедициях интернет был, но, например, однажды я работала в лаборатории, где кроме меня было еще двое человек, а на станции всего 5. И хотя это все происходит в Баренцбурге, где есть другие люди, атмосфера полярной ночи располагает к изоляции и очень созерцательному уединенному быту.
Наверное, желаю всем однажды пережить такой опыт – нигде так не тянет слушать музыку или любоваться пейзажем, как в отрыве от всего привычного.
Если говорить о каких-то приобретенных особых навыках – наверное, бережное отношение к технике безопасности. Меня научили этому в первой экспедиции, и с тех пор я уверена, что когда работа и так сопряжена с риском, лишняя бравада не к месту.
Кстати, этот критерий - простой способ отличить туриста от полярника. Ну и главный навык, конечно, это одеваться многослойно.
Арктика стала особенной частью моей жизни, хоть и эпизодической. Свои фотографии и истории из Арктики я очень люблю и показываю их на сайте - xexexena.ru, а также в профиле @xexexena.