Аннотация
Для решения задач по укреплению здоровья населения необходима разработка адресных мероприятий, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, для чего критически важны объективные данные о количестве потребляемого населением алкоголя и его суррогатах. С 2008 года органами и организациями Роспотребнадзора проводится токсикологический мониторинг, который включает персонифицированный сбор данных об острых отравлениях, их оценку, анализ и прогноз ситуации. Самый высокий уровень заболеваемости и смертности от алкоголизма отмечается в северных, арктических регионах. Цель исследования: провести анализ показателей острых отравлений спиртосодержащей продукцией населения Мурманской области, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов. Для анализа использовались данные федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга за 2008-2020 гг., данные Росстата. На территории анализируемых субъектов отравления спиртосодержащей продукцией занимают ведущее место в структуре отравлений. В 2008-2020 гг. усредненные показатели острых отравлений спиртосодержащей продукцией в 3 субъектах Российской Арктики (кроме Ненецкого автономного округа) статистически значимо ниже среднероссийских показателей, отмечается высокий удельный вес отравлений с летальным исходом. Территориями неблагополучия по показателям отравлений спиртосодержащей продукцией с летальным исходом являются Ненецкий и Чукотский автономные округа, которые характеризуются статистически значимым превышением усредненных уровней данного показателя по сравнению с РФ в целом. Несмотря на тенденцию к снижению показателей острых отравлений спиртосодержащей продукцией в ряде регионов, эта проблема остается крайне актуальной по причине высокого уровня отравлений со смертельным исходом.
Ключевые слова: токсикологический мониторинг, острые отравления спиртосодержащей продукцией, Российская Арктика, территория неблагополучия.
Финансирование. Исследование выполнялось в рамках научно-исследовательской работы № АААА-А20-120021390020-6, не имело спонсорской поддержки.
Введение
Для решения задач по укреплению здоровья населения и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни необходима разработка адресных мероприятий, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, профилактику острых отравлений химической этиологии, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления детьми и подростками алкоголя и наркотиков [1].
В структуре заболеваемости и смертности населения России класс «травмы, отравления и последствия других внешних причин» занимает третье место после патологии сердечно-сосудистой системы и новообразований. Острые отравления химической этиологии (Т36-Т65) включают отравления спиртосодержащей продукцией (этанол, метанол, 2-пропанол, суррогаты алкоголя и т.п.), наркотическими веществами, лекарственными препаратами и другими мониторируемыми веществами: окись углерода, разъедающие вещества, ароматические углеводороды и др. [2]. Начиная с 2008 года органами и организациями Роспотребнадзора проводится токсикологический мониторинг, который включает персонифицированный сбор данных об острых отравлениях, их оценку, анализ и прогноз ситуации с целью выявления территорий неблагополучия и групп населения, неблагополучных по частоте регистрации острых отравлений химической этиологии [3, 4].
В 2020 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано 103206 случаев острых отравлений химической этиологии, в том числе 22718 случаев с летальным исходом. По сравнению с показателями 2008 года наблюдается снижение показателей острых отравлений, и в 2020 году зарегистрирован наименьший уровень острых отравлений (71,1 на 100 тысяч населения). В структуре острых отравлений химической этиологии в 2020 г., как и в предыдущие годы, ведущее место занимают отравления спиртосодержащей продукцией с удельным весом 35,2 % от общего количества отравлений и 46,5 % от общего количества отравлений с летальным исходом. Несмотря на снижение показателей острых отравлений спиртосодержащей продукцией наблюдается рост удельного веса отравлений с летальным исходом к общему числу случаев острых отравлений спиртосодержащей продукцией [5].
Проблема острых отравлений химической этиологии остается актуальной в ряде регионов России [6-13]. Самый высокий уровень заболеваемости и смертности от алкоголизма отмечается в северных, арктических регионах [14, 15]. Показатели острых отравлений химической этиологии в 2007-2016 гг. в субъектах Российской Арктики были ниже чем в Российской Федерации в целом, территориями неблагополучия являлись арктические территории Архангельской области и Красноярского края [16]. Удельный вес отравлений спиртосодержащей продукцией в общей структуре острых отравлений химической этиологии составил 36,9 %, что выше среднероссийского показателя (32,9 %).
Цель исследования
Провести анализ показателей острых отравлений спиртосодержащей продукцией населения субъектов, полностью входящих в Российскую Арктику - Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа и Чукотского автономного округа, и выявить территории неблагополучия.
Материалы и методы
Для анализа использовались данные федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга (раздел «Токсикологический мониторинг») за 2008-2020 гг. по Мурманской области, Ненецкому, Ямало-Ненецкому, Чукотскому автономным округам и Российской Федерации в целом [3], данные Росстата о численности населения (https://rosstat.gov.ru/).
Рассчитаны уровни острых отравлений спиртосодержащей продукцией (на 100000 населения), в том числе с летальным исходом, проводился расчет удельного веса отравлений с летальным исходом от общего уровня отравлений спиртосодержащей продукцией. Нормальность распределения в выборках, включающих интенсивные показатели острых отравлений (в том числе с летальным исходом) в исследуемых территориях за 2008-2020 гг., оценивалась по критерию Шапиро-Уилка. Описательная статистика по каждой исследуемой выборке включала расчет средних уровней моментного ряда, средних арифметических значений и 95% доверительного интервала (ДИ), медианы и значений нижнего и верхнего квартилей (Q1 и Q3). Кроме того, в динамике за 2008-2020 гг. по каждой анализируемой территории рассчитывался средний темп прироста уровня острых отравлений, выполнено построение трендов с указанием коэффициента аппроксимации модели (R2). Для сравнения усредненных показателей острых отравлений в изучаемых регионах с территорией Российской Федерации в целом в случае нормального распределения в выборках использовался T-критерий для независимых выборок и критерий равенства дисперсий Ливиня, анализировались средние арифметические и 95% ДИ. В случае, если хотя бы в одной из выборок распределение отличалось от нормального, использовался критерий Манна-Уитни, анализировались медианы и квартили (Q1 и Q3). Критический уровень значимости нулевой гипотезы принимался равным 0,05, рассчитывалась точная 2-х сторонняя значимость критериев (величина ошибки p). Для статистической обработки данных и построения диаграмм использовались программы IBM SPSS Statistics v.22 и Microsoft Office Excel 2010. Территории неблагополучия дополнительно определялись в соответствии с критериями, изложенными в [17].
Результаты исследования
На территории анализируемых субъектов отравления спиртосодержащей продукцией занимают ведущее место в структуре отравлений. В 2008-2020 гг. усредненные показатели острых отравлений спиртосодержащей продукцией (по средним арифметическим или медианам) в 3 субъектах Российской Арктики (кроме Ненецкого автономного округа) статистически значимо ниже среднероссийских показателей (табл. 1).
Таблица 1
Показатели острых отравлений спиртосодержащей продукцией в 2008-2020 годах
(на 100 000 населения)
Лидирующие места по острым отравлениям спиртосодержащей продукцией занимают Чукотский и Ненецкий автономные округи. Наиболее высокие уровни острых отравлений спиртосодержащей продукцией в этих субъектах регистрировались в период с 2008 по 2014 гг. с последующим снижением к 2020 г., схожий тренд прослеживается и в Мурманской области (рис. 1). В Ненецком автономном округе наблюдается значимый тренд к снижению уровня острых отравлений спиртосодержащей продукцией, в Мурманской области, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах – к изменению уровня острых отравлений.
Рисунок 1. Динамика показателей острых отравлений спиртосодержащей продукцией (на 100000 населения) в Мурманской области, Ненецком, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах в 2008-2020 гг.
Следует отметить, что наиболее выраженное снижение уровня острых отравлений (средний темп составляет –8,2%) также наблюдается на территории Мурманской области. Показатели острых отравлений спиртосодержащей продукцией в Ямало-Ненецком автономном округе характеризуются незначительным (1,5%) средним темпом прироста, тем не менее, именно в данном регионе на протяжении всего изучаемого периода регистрировались наиболее низкие уровни острых отравлений среди изучаемых территорий.
Несмотря на сравнительно низкий уровень отравлений спиртсодержащей продукцией, результаты расчетов показывают, что в анализируемых субъектах отмечается высокий удельный вес отравлений с летальным исходом: в Мурманской области – от 28,1% до 64,5%, Ненецком автономном округе – от 16,6% до 85,6%, Чукотском автономном округе – от 25,3% до 91,6%, Ямало-Ненецком автономном округе – от 6,1% до 56,8%.
Показатели острых отравлений спиртосодержащей продукцией с летальным исходом в Ненецком и Чукотском автономных округах превышали среднероссийские показатели, за исключением 2009 г. (Чукотский автономный округ) и 2019 г. (Ненецкий автономный округ). В Мурманской области показатель острых отравлений с летальным исходом остается стабильно на уровне среднероссийского, за исключением 2008, 2018 и 2020 гг. Анализ усредненных за 2008-2020 гг. показателей острых отравлений спиртосодержащей продукцией с летальным исходом показывает, что в Ненецком и Чукотском автономных округах уровень отравлений статистически значимо выше, чем в среднем по Российской Федерации, в Ямало-Ненецком автономном округе – значимо ниже, а в Мурманской области статистически значимых различий со среднероссийским показателем не установлено (табл. 2).
Таблица 2
Показатели острых отравлений спиртосодержащей продукцией с летальным исходом в 2008-2020 годах (на 100000 населения)
В целом за исследуемый период в Ненецком и Чукотском автономных округах, а также Мурманской области отмечается снижение уровня острых отравлений с летальным исходом, и лишь в Ямало-Ненецком автономном округе зарегистрирован повышенный средний темп прироста (16,3%). При этом именно в Ямало-Ненецком автономном округе наблюдается значимый тренд к росту острых отравлений спиртосодержащей продукцией с летальным исходом (рис. 2), тогда как в остальных регионах отмечается или отсутствие значимой тенденции к изменению динамики отравлений (Чукотский автономный округ), или наблюдается выраженный тренд к снижению уровня данного показателя (Мурманская область и Ненецкий автономный округ).
Рисунок 2. Динамика показателей острых отравлений спиртосодержащей продукцией (на 100000 населения) с летальным исходом в Мурманской области, Ненецком, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах в 2008-2020 гг.
Обсуждение
Показатели острых отравлений спиртосодержащей продукцией с летальным исходом являются более информативными по сравнению с общим уровнем острых отравлений, так как в отдельных территориях имеет место ненадлежащий первичный учет отравлений в медицинских организациях, а также несвоевременное предоставление экстренных извещений о случаях острых отравлений в территориальные органы Роспотребнадзора. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что Ненецкий и Чукотский автономные округа, характеризующиеся значимым превышением уровня острых отравлений спиртосодержащей продукцией с летальным исходом, являются территориями риска по данному показателю.
Вместе с тем, требуют уточнения причины повышенного уровня острых отравлений с летальным исходом, что может быть связано не только с тяжелым состоянием пациентов в связи с употреблением большого количества алкоголя или его суррогатов, но и несвоевременным оказанием медицинской помощи, что особенно актуально в труднодоступных территориях Ненецкого и Чукотского автономных округов.
Кроме того, неумеренное потребление алкоголя провоцирует повышенный уровень смертности и от других внешних причин, подобная связь также прослеживается и в тех случаях, когда речь идет о преждевременной смертности от многих других заболеваний, в этиологии которых искусственно усиливается экзогенная составляющая [18], в связи с чем можно предположить, что реальный вклад острых отравлений спиртосодержащей продукцией в общий уровень смертности существенно выше.
Представляется актуальным изучение уровней острых отравлений спиртосодержащей продукцией с летальным исходом не только на территории 4 проанализированных субъектов, но и остальных 5 субъектов (Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Красноярский край и Архангельская область), частично входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации. Однако в связи с тем, что регистрация случаев смерти происходит по месту смерти, а не месту возникновения отравления, анализ острых отравлений со смертельным исходом в разрезе муниципальных образований, входящих в Арктическую зону, может дать искаженные результаты. Регистрация случаев смерти по месту жительства также может привести к сомнительным результатам в связи с потенциально большим количеством жителей, временно находящихся в арктических территориях, в том числе проживающих в вахтовых поселках, поэтому, наряду с совершенствованием первичного учета острых отравлений, не представляющих непосредственной угрозы для жизни, необходимо дополнить токсикологический мониторинг сведениями о месте возникновения острого отравления спиртосодержащей продукцией, в том числе с летальным исходом.
Выводы.
Проведенный анализ данных токсикологического мониторинга в 4 анализируемых субъектах за 2008-2020 гг. позволил выявить, что территориями неблагополучия по показателям отравлений спиртосодержащей продукцией с летальным исходом являются Ненецкий и Чукотский автономные округа, которые характеризуются статистически значимым превышением усредненных за 2008-2020 гг. уровней данного показателя по сравнению с Российской Федерацией в целом.
Несмотря на тенденцию к снижению показателей острых отравлений спиртосодержащей продукцией в ряде регионов, особенно в Ненецком автономном округе по показателю острого отравления с летальным исходом, эта проблема остается крайне актуальной в данных субъектах, в первую очередь на территориях неблагополучия, по причине высокого уровня острых отравлений со смертельным исходом.
Учитывая, что потребление спиртосодержащей продукции в северных регионах традиционно высокое, необходимо совершенствование системы токсикологического мониторинга, направленное на улучшение учета случаев острых отравлений спиртосодержащей продукцией, не представляющих непосредственной угрозы для жизни, и сбор информации о месте возникновения острых отравлений.
Список литературы:
-
Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
-
Международная классификация болезней 10-го пересмотра. Доступно по: https://mkb-10.com/. Ссылка активна на 23 августа 2021 г.
-
О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021. 256 с.
-
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 320.10.2007 № 305 «Об утверждении формы отраслевого статистического наблюдения».
-
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 196.10.2007 № 656 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения».
-
Литвинова О.С., Калиновская М.В. Токсикологический мониторинг причин острых отравлений химической этиологии в Российской Федерации. Токсикологический вестник. 2017;(1):5-9. DOI: 10.36946/0869-7922-2017-1-5-9.
-
Мусинова М. А., Крупнов Н. М., Мордасова И. В. Химико-токсикологический мониторинг острых отравлений в Рязанской области //Судебная медицина. – 2019. – Т. 5. – №. S1.
-
Батиевская В. Б., Хаес Б. Б. Динамика и структура острых отравлений в Кемеровской области (КУЗБАСС) //Природные ресурсы Земли и охрана окружающей среды. – 2020. – Т. 1. – №. 7-9. – С. 62-65.
-
Сербина Е. Е. Результаты токсикологического мониторинга острых отравлений спиртосодержащей продукцией в Приморском крае за 2015-2019 гг //Анализ риска здоровью-2020 совместно с международной встречей по окружающей среде и здоровью Rise-2020 и круглым столом по безопасности питания. – 2020. – С. 357-359.
-
Лоскутов Д. В., Хамитова Р.Я. Динамика острых отравлений химической этиологии в республике Марий Эл //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – №. 8. – С. 40-44.
-
Айдинов Г.Т., Марченко Б.И., Синельникова Ю.А. Острые отравления химической этиологии как показатель системы социально-гигиенического мониторинга в Ростовской области. Гигиена и санитария. 2018; 97(3): 279-285. DOI: 10.18821/0016-9900-2018-97-3-279-285.
-
Варакина Ж.Л., Вязьмин А.М., Санников А.Л., Голенищева Т.В., Плаксин В.А. Отравления химической этиологии детей и подростков города Архангельска и основные пути их профилактики. Экология человека. 2013; (1): 48-53.
-
Давлетнуров Н. Х., Степанов Е. Г. Анализ результатов токсикологического мониторинга на территории Республики Башкортостан для принятия управленческих решений по вопросам снижения заболеваемости и увеличения продолжительности жизни //Медицина труда и экология человека. – 2018. – №. 1 (13).
-
Данилова Е. В. Факторы формирования и динамика численности населения Российской Арктики //Modern Economy Success. – 2020. – №. 6. – С. 154-159.
-
Информационный бюллетень «Состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проживающего на территории Арктической зоны Российской Федерации, в 2019 году» / под ред. д. м. н. С. А. Горбанева. – Санкт-Петербург, 2020. – 39 с.
-
Атлас санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Арктической зоны Российской Федерации (2017) / под ред. д.м.н. С.А. Горбанева – Санкт-Петербург, 2017. - 52 с.
-
Методические рекомендации «О подготовке материалов государственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации». Методические рекомендации – М.: Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2014 – 44 с.
-
Разводовский Ю.Е. Индикаторы алкогольных проблем в России, Украине и Беларуси. Наркология. 2020; 19(3): 39-48. DOI: 10.25557/1682-8313.2020.03.39-48.
Статья представлена в открытом доступе в полнотекстовом формате по лицензии Creative Commons 4.0