Приснилось мне, как светлой ночью,
В пургу, в снегу, в аду, в бреду
Я полз бескомпасно, бессрочно
По черному морскому льду.
И вмиг не стало жизни прежней,
Текущей ровно, без затей,
И наступил он, неизбежный
Момент кусания локтей.
Вокруг кипит судеб вращенье,
Судьба-струна, судьбинка-нить…
И надо жить для возвращенья
Ко всем, кто продолжает жить.
З. Каневский «Жить для возвращения»
Введение
«Бора налилась какой-то совершенно дьявольской силой. Мне попадались ее описания, сделанные бывалыми зимовщиками-новоземельцами, где приводились леденящие душу сведения о ветре свыше сорока метров в секунду… Во время подобной неистовой боры рушатся береговые строения, слетают с крыш печные трубы, выдавливаются окна, а летом, бывает, ураган полностью «высасывает» воду из озерков вместе с их рыбной и прочей фауной!» - такое страшное описание боры я прочитал в автобиографической книге Каневского «Жить для возвращения». Как человек смог выжить после такой страшной бури? Биография Зиновия Каневского произвела на меня огромное впечатление. 700 метров ползти по льду 12 часов! Это настоящее чудо и настоящий подвиг – выжить после таких испытаний и потом не утратить смысл жизни после тяжелой операции, потеряв кисти рук и пальцы ног. Я решил написать работу именно о З.М. Каневском, потому что для меня он является примером человека с огромной силой воли, жизненной энергией. Служить своему Делу – высокое предназначение человека. То, что я узнал о биографии Каневского, - вызывает у меня восхищение и огромное уважение.
Вторая причина, по которой я обратился к этой теме, - мое знакомство с книгой Каневского «Загадки и трагедии Арктики».
Одна из моих любимых книг – роман Вениамина. Каверина «Два капитана». Именно в книге Каневского я прочитал много интересных фактов об истории создания романа и о прототипах героев произведения. И в романе «Два капитана», и в книге «Загадки и трагедии Арктики» чувствуется дух Арктики и ее холодное и суровое очарование. Это книги о сильных людях, которые не изменяют своему делу, стремятся к высокой цели и достигают ее.
В моей исследовательской работе две части. Первая часть посвящена биографии Зиновия Каневского, вторая часть – его книге «Загадки и трагедии Арктики», и особенно той ее главе, которая рассказывает о книге Каверина «Два капитана».
Эпиграф к работе я взял из книги Каневского «Жить для возвращения». Название этой книги подчеркивает целеустремленность человека и его волю к жизни.
«Жить для возвращения»: трагический путь З.М. Каневского
«Его друзья говорили: «Он никогда не праздновал свой день рождения. И мы долго не знали, почему. Потом узнали — при родах умерла мать...
Смерть в самом начале жизни, крушение того, что должно было стать судьбой. Это — как лейтмотив, как рок вновь проходит через его жизнь, и снова на самом взлете, в начале. Окончен институт, рядом — любимая женщина, полно друзей, переполняет счастье, надежды, планы. Можно остаться полярником — север — вечный магнит; можно отдаться музыке — отличные руки пианиста, прекрасные педагоги, безупречный слух. Что выбрать?
Те двадцать часов, что он полз на Новой Земле в лютый мороз навстречу ураганному ветру, вместили крушение жизни. Опаленный страшной бедой, без двух рук и без ступней ног, он вышел из боли и страданий в тишину и опустошение...» [2]. Так во вступлении к книге Зиновия Каневского описывается самый трагический эпизод его жизни.
Сам Каневский так вспоминал об этом: ««Мне не было двадцати семи, когда это случилось. В том возрасте Александр Македонский приступил к завоеванию мира, Леонардо да Винчи был провозглашен маэстро живописи, Шекспир написал первую пьесу «Генрих VI», Авраам Линкольн и Уинстон Черчилль вступили на политическую стезю, Альберт Эйнштейн создал теорию относительности, Юрий Гагарин полетел в космос. В том самом возрасте Фритьоф Нансен начал свою ослепительную арктическую карьеру. Я же ее, едва наметившуюся, навсегда завершил» [2].
Зиновий Михайлович Каневский родился 15 сентября 1932 года и умер 15 марта 1996 года. В 1955 году он окончил географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1973 году стал Лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшее научно-популярное произведение.
Каневский серьезно занимался музыкой, мечтал стать пианистом, обладал абсолютным слухом.
В 1950 г. Зиновий Михайлович поступил на географический факультет Московского государственного университета. На факультете преподавали известные ученые Н. Н. Баранский, И. А. Витвер, И. С. Щукин, Н.Н.Зубов. Каневский мечтал стать океанологом, но иронично писал о себе: «мешала самая малость: я позорно укачиваюсь даже на речном трамвайчике». Зиновий был зачислен на кафедру географии северных и полярных стран (впоследствии кафедру криолитологии и гляциологии).
«Первая заполярная учебная практика – запомнившаяся навсегда поездка в Хибины. Производственные практики после третьего и четвертого курсов молодой человек провел уже в настоящих арктических экспедициях, организованных Институтом мерзлотоведения, где директором был академик Обручев, крупнейший знаток геологии Сибири, автор романов «Земля Санникова» и «Плутония». Тяжелейший пеший маршрут через всю Чукотку – семьсот километров. «Все четыре геофаковских года я грезил об этих краях. Словно завороженный, повторял на занятиях по физической географии Арктики десятки наименований. Тут были озеро Эльгыгытгын, остров Аракамчечен, поселок Эгвекинот, горные массивы Ыськатень, Ыннымней, Тэнтаный, Итэньюрген и, первейшая из первых, река Амгуэма, перерезающая с юга на север почти всю Чукотку» [2].
В 1855 году Зиновий окончил МГУ и вместе с женой отправился на полярную станцию «Русская Гавань», которая находилась на севере архипелага Новая Земля. Каневский получил должность инженера-географа его жена стала метеорологом-наблюдателем.
Об этой полярной станции Каневский вспоминал: «Мы очутились в мире, не похожем ни на какой другой. Два-три деревянных дома на каменистом, заснеженном одиннадцать месяцев в году берегу, безлюдье, раскинувшееся на многие сотни труднопреодолимых километров, сияющее в полуночные летние часы солнце, одни и те же лица вокруг, одна и та же работа, сотканная из бесконечной серии раз и навсегда заведенных гидрометеонаблюдений, обилие разнообразных житейских забот».
Зимой 1959 года попал в бору. Ветер достигал 70 метров в секунду. Расстояние в 700 метров он преодолел за 12 часов. Товарищ Каневского, с которым он проводил исследования, погиб.
Проявив силу воли, твердость характера и целеустремленность, Каневский не опустил руки, он искал новое творческое дело. Он начал писать книги. Каневский написал более 10 книг и более 40 статей.
В Эпилоге к книге «Жить для возвращения» Каневский пишет, что название книги связано с именем французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Читая однажды Сент-Экзюпери, я наткнулся на фразу: «Нужно жить для возвращения». Она поразила меня — ведь ее автор, оставивший Планете Людей вечное чудо — Маленького Принца, так и не вернулся из последнего полета над Средиземным морем. Мне же повезло, я начал возвращаться и уже не имел права останавливаться».
Книга З.М. Каневского «Тайны и трагедии Арктики» и роман В.Каверина «Два капитана»
Я прочитал книгу Каневского «Загадки и трагедии Арктики». В этом произведении говорится о погибших и исчезнувших экспедициях (Владимира Русанова и Георгия Брусилова, спасение экипажа дирижабля "Италия", исчезнувший самолет Сигизмунда Леваневского и др.).
Больше всего мне понравилась часть, в которой рассказывается о прототипах капитана Татаринова из произведения Каверина «Два капитана».
Незадолго до прочтения книги Каневского я прочитал книгу Каверина «Два капитана», которая меня очень заинтересовала. После чтения книги я посмотрел две ее экранизации, снятые в 1955 и 1976 годы.
Когда я был в Пскове, я видел памятник двум капитанам. В капитане Татаринове больше всего меня удивила тяга к цели, сила воли и стойкость перед проблемами. О том , что такие сильные духом люди были и в реальности, я смог узнать только из книги Зиновия Каневского «Загадки и трагедии Арктики».
Как пишет Каневский, прототипов корабля «Святая Мария существовало целых пять. Он пишет про трагичный 1912 год, когда было отправлено три русские экспедиции на север, и все три закончились трагично. Прототипов Татаринова тоже пять: лейтенант Георгий Брусилов, Георгий Седов, Валериан Албанов и Роберт Скотт. Отзвуки эти трагичных историй нашли свое отражение в романе Каверина.
Прототипом корабля «Святая Мария» стал, скорее всего, корабль экспедиции Брусилова «Святая Анна».
Известный девиз из романа «Два капитана» «Бороться и искать! Найти и не сдаваться!», как я узнал из книги Каневского, восходит к стихотворению «Улисс» английского поэта Альфреда Теннисона.
Реальный прототип был не только у капитана Татаринова. К примеру, Саня – тоже образ, срисованный с реального человека – Михаила Лобашова, известного генетика, профессора Ленинградского университета. Лобашов был лично знаком с Кавериным и рассказывал ему о своем беспризорничестве, сиротстве и странной немоте, при которой он мог слышать.
Город Энск в романе «Два капитана» многими чертами напоминает Псков, сам Каверин писал, что в романе «перенес место действия в свой родной городок, назвав его Энском».
Мне кажется, Зиновий Каневский так внимательно изучал историю создания романа «Два капитана», потому что его собственная судьба очень похожа на судьбу капитана Татаринова: арктическая экспедиция, исследование северных районов, борьба по стихией, трагедия… однако капитан Татаринов погиб, Зиновию Каневскому посчастливилось выжить. И капитан Татаринов, и Зиновий Каневский обладали схожими качествами – это сила воли и жажда жизни.
Заключение
Работу о Зиновии Михайловиче Каневском я назвал «Барьер Сомнений» - это название ледника, которое я встретил в биографических материалах о писателе и в его книге «Жить для возвращения». Коневский пишет: «Место, облюбованное мною на леднике Шокальского, носило прямо-таки пиратское название: «Барьер Сомнений» (почему? — этого мы до поры до времени не знали). Гигантский ледниковый щит северного острова Новой Земли — этакая Антарктида или Гренландия в миниатюре. (…) Концы ледников, словно реки, впадают в заливы и бухты, волны и течения уносят ледяные обломки в море в виде причудливых островершинных айсбергов. Но до морского побережья ледникам нужно еще добраться, и тут их подстерегают невидимые подледные горы, мешающие глетчерам плавно скользить под уклон. В таких местах ледники взламываются ледопадами, образуя громадные природные амфитеатры, состоящие из чередующихся полос голубого льда и глубоких трещин. Один из таких ледопадов — Барьер Сомнений, перегородивший поперек весь ледник Шокальского чуть ниже того места, где он выползал из главного щита» [2]. Мне кажется, что это словосочетание хорошо подходит для рассказа о жизни Каневского. Любой человек в жизни оказывается в ситуации, когда его посещают сомнения, идти вперед или остановиться, поверить или сомневаться, и не всем людям удается преодолеть препятствия, которые им встречаются на пути. Каневский – человек, который смог преодолеть их, перейти барьеры и , несмотря на страшные повороты судьбы, прожить ее «поверх барьеров». Это выражение из стихотворения Пастернака Каневский тоже упоминает в своей книге, это красивый образ, который символизирует и жизненный путь самого писателя, и жизненный путь многих исследователей Арктики, о которых Каневский пишет в своих книгах.
Список литературы
- Каневский З.М Загадки и трагедии Арктики. Москва: Знание, 1991. – 191
- Каневский З.М. Жить для возвращения : автобиографическая повесть. М. : Аграф, 2001. — 443 https://coollib.com/b/257655-zinoviy-mihaylovich-kanevskiy-zhit-dlya-vozvrascheniya/read
- Каневский 3.М. Полярник // Природа. 1976. № 5. С. 52-63
- Каневский 3. М. Его диссертация - на всех картах мира! // 1991, № 6 http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/BIO/USHAKOV.HTM
- Каневский З.М. "И станут возвращаться имена..." // Земля и Вселенная. 1989, №1, с.60-66. http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/BIO/USHAKOV.HTM
- Зиновий Михайлович Каневский (без автора) // Знание-сила, 1997 № 03 (837) https://tech.wikireading.ru/h4am1tNy69
- Романенко Ф.А. Советские писатели в Арктике // https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskie-pisateli-v-arktike/viewer